![]() |
|
---|---|
Главная | Словарь | |
|
ОТ ЛАСТ К ЛААИЛатиноамериканская экономическая интеграция была задумана ее авторами из ЭКЛА как средство преодоления отсталости региона и узости национальных рынков, призванное укрепить единство государств Латинской Америки. Первым опытом такого рода стало образование в феврале 1960 г. ЛАСТ (Латиноамериканская ассоциация свободной торговли) — крупнейшего интеграционного объединения в Латинской Америке. На долю входивших в него 11 стран приходилось более 90% населения и валового внутреннего продукта региона, 94% его территории. Уже в конце 60-х годов ЛАСТ столкнулась с огромными трудностями, вызвавшими на протяжении следующего десятилетия застой в ее деятельности. Они были обусловлены противоречиями между странами-членами и неудачными попытками либерализовать торговлю, что определяется прежде всего экономической и политической неоднородностью государств региона, значительными различиями в уровнях их развития. Особенно остро противоречия проявляются в программах интеграции, предусматривающих простую либерализацию торговли, и это закономерно. Известно, что свобода торговли выгодна наиболее сильным конкурентам и усиливает неравенство между партнерами. Поэтому, как правило, успешнее действуют те объединения, в которых менее развитые страны получают определенные льготы, самой эффективной из которых является размещение на их территории промышленных предприятий в соответствии с совместными программами развития. Главная цель ЛАСТ — содействие развитию торговли между участниками объединения, чтобы приостановить ухудшение позиций Латинской Америки на мировом рынке. Основополагающий документ ЛАСТ — «Договор Монтевидео», подписанный в 1960 г.,— предполагал создание к концу 1972 г. зоны свободной торговли путем постепенной отмены таможенных пошлин. Координация торговли между членами ассоциации осуществлялась при помощи трех основных перечней товаров: «списков национальных товаров» каждой страны, которые должны были облагаться пониженными пошлинами в рамках ЛАСТ; «общего списка», включавшего не облагаемые пошлинами и не подлежащие нетарифным количественным ограничениям товары, производимые в значительных количествах во всех входивших в ассоциацию государствах; «специального списка», содержащего перечень отдельных товаров наименее развитых в промышленном отношении стран-членов, которые должны были полностью или частично освобождаться от пошлин. Включение определенных пунктов в тот или иной список было поводом для постоянных трений между членами ЛАСТ. Каждая страна пыталась расширить количество своих товаров в общем списке. Некоторые государства не выполняли решений ЛАСТ и создавали преграды на пути импорта из других стран ассоциации. Тем не менее, программа ЛАСТ способствовала расширению торговых связей между странами-членами. Объем внутрирегионального экспорта возрос с 567 млн. долл. в 1960 г. до 5776 млн. долл. в 1978 г., а его доля в общем экспорте стран ЛАСТ увеличилась с 7,7% до 13% (при этом в шести странах— Аргентине, Боливии, Чили, Эквадоре, Парагвае и Уругвае — этот показатель превышает 25%). В общий список было включено только 176 товаров, главным образом, сельскохозяйственных продуктов, химикатов, металлов, некоторых видов промышленного оборудования. Он был составлен еще в 1964 г., и достичь договоренности о его расширении так и не удалось. Крайне неравномерным было распределение внутризональной торговли между участниками ассоциации. На долю «большой тройки» (Аргентина, Бразилия и Мексика) приходилось более половины внутризонального экспорта. Наиболее развитые страны ЛАСТ рассматривали «Договор Монтевидео» преимущественно как механизм либерализации торговли и расширения рынков для своих товаров. Другие члены ассоциации рассчитывали, что интеграция будет стимулирующим фактором индустриализации, и в то же время опасались устранения барьеров для товаров более сильных конкурентов. Малые страны имели постоянный дефицит в торговле с «большой тройкой» и не были заинтересованы в дальнейшей либерализации торговли. Все это сдерживало развитие ассоциации и помешало выполнению поставленной «Договором Монтевидео» задачи — создать за 12-летний период зону свободной торговли. В конце 1969 г. на конференции ЛАСТ в Каракасе было принято решение о продлении этого срока до 31 декабря 1980 г. Экспансия ТНК и различия в подходе разных стран-членов ЛАСТ к процессу интеграции привели к дальнейшему углублению кризиса ассоциации и в значительной мере обусловили образование в 1969 г. из их числа двух новых объединений: Андской группы и группировки бассейна Ла-Платы. В 1974 г., когда стало ясно, что переговоры о либерализации торговли все более заходят в тупик, некоторые страны выступили с инициативой пересмотра «Договора Монтевидео». В 1974 и 1975 гг. в Буэнос-Айресе, Кито и Монтевидео прошли совещания государств-участников ЛАСТ с целью найти выход из создавшегося положения. Оказалось, однако, что ни по одному сколько-нибудь существенному вопросу они не смогли прийти к соглашению. Наконец, на очередной XIX конференции ЛАСТ в ноябре 1979 г. был признан провал попыток создать зону свободной торговли и решено перестроить структуру ассоциации по новой схеме. После ряда подготовительных совещаний 12 августа 1980 г. 11 стран-членов ЛАСТ подписали повое соглашение, названное «Договором Монтевидео-80». В соответствии с ним ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛААИ), ставящую более скромные задачи. Хотя «Договор Монтевидео-80», так же как и предыдущий, намечает в качестве конечной цели создание общего латиноамериканского рынка, он вносит ряд новых моментов в концепцию и ориентацию процесса интеграции. |
© Александра Ташкинова, 2010 | e-mail: sasha-tash93@yandex.ru |